Планета здоровья
РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА № 1Б АВГУСТ 2007, стр. 18, 19
ПЛАНЕТА ЗДОРОВЬЯ
Перед вами два разных мнения на одну и ту же тему. Первое подкрепляется опытом врача, который каждый день имеет дело с результатом людской неосторожности. Второе выражает точку зрения психолога, которому приходится помогать исправлять то, что привносит в жизнь излишняя осторожность. К какому мнению прислушаться, выбирать вам.
НЕ ПОРАНЬСЯ!
Малыш еще не умеет ходить, сидеть, даже ползать, зато он умеет... падать! Вроде бы только что смирно лежал на руках у мамы и вдруг вырвался — плюх! — упал.
Почему молодые мамы так часто роняют своих детей? Потому что забывают, что малыш растет. От недели к неделе сил у него прибавляется, он становится крепче, крупнее, и маме требуется все больше сил, чтобы удержать его на руках. Об этом не следует забывать, иначе травмы не миновать.
Ребенка привлекает провод, свисающий со стола — так и хочется дернуть его. В разных коробочках и шкатулочках взрослые хранят красивые пуговки, булавки, разную мелочь, которую можно запихнуть в рот, нос, ухо... А как заманчиво выглядят пузырьки с разноцветными пилюльками!
Родители всегда должны быть на шаг впереди, Своего, малыша. Все потенциально опасные предметы необходимо убирать в недоступные для ребенка места. Лекарства, пуговицы, булавки, острые и режущие предметы нужно класть на верхние полки или прятать под замок. Всё, что малыш может нечаянно на себя опрокинуть, — посуду, электроприборы и т.д. — нельзя оставлять на краю стола. Электрические розетки обязательно должны быть прикрыты защитными щитками. Следование этим азбучным истинам позволяет избежать многих бед. Если инородное тело попало ребенку:
- в ухо - не пытайтесь вытащить его шпилькой или другим острым предметом! Велик риск повредить барабанную перепонку. Если нет возможности немедленно обратиться за помощью в травмпункт, можно попробовать «выдуть» чужеродное тело водой из маленькой клизмочки или вазелиновым маслом. В крайнем случае воспользуйтесь пинцетом с неострыми концами;
- в нос - действуйте очень аккуратно, вместе с ребенком. сделайте вдох ртом, зажмите ему пальцем свободную ноздрю и попросите с усилием сделать выдох занятой ноздрей;
- в глаз - не трите глаз, так можно поранить слизистую! Попробуйте промыть глаз водой или альбуцитом.
Какие шутки плохи?
Зачастую травмы детям наносят сами родители. Причем речь идёт не о каких-нибудь садистах, а о самых что ни на есть заботливых, мамах и папах. Травма может быть нанесена во время:
- кручения малыша за ручки. Ребёнку эта игра нравится, но нередко она заканчивается вывихом локтевого сустава и даже переломами. Если уж очень хочется покрутить малыша, лучше взять его со стороны спины подмышки, под грудную клетку;
- приподнимая за голову. Очень опасная игра! При подъеме происходит вытяжение позвоночника, и в первую очередь шейного отдела. Когда потом ребенка резко ставят на ноги, может произойти вклинение позвонка, что приведет к летальному исходу;
- дергания за руку. «Иди быстрей! Что ты плетёшься?» - ворчит мамаша и изо всех сил тянет малыша за ручку. А потом вдруг обнаруживает, что рука у ребёнка бессильно висит: вывих или растяжение;
- шлепков и подзатыльников. Даже слабые, «символические» телесные наказания, по мнению большинства педагогов и психологов, недопустимы. Если же родитель забывается и начинает лупить своё чадо, что называется от души, расхлёбывать последствия такого воспитательного процесса приходится травматологам.
Родительские «колотушки» порой заканчиваются не только синяками и шишками, но и отбитыми копчиками и даже переломами основания черепа.
Коварная улица.
Ребенок пришел с прогулки.... Обязательно обратите внимание на его одежду. Если она загрязнена, порвана, на ней следы крови, тщательно осмотрите ребенка. Выясните источник кровотечения.
Дети часто, боясь наказания, не признаются в драках и пережитых «приключениях», поэтому постарайтесь деликатно, не ругая ребенка, расспросить его о причинах беспорядка в одежде и о самочувствии — где болит? Если не болит сейчас, где болело?
Для детей характерны скрытые травмы. Такова особенность детского травматизма: кости у детей мягкие, эластичные. В кости может произойти надрыв, сама же она при этом останется целой (так называемый неполный перелом). Любое следующее усилие, небольшая нагрузка приводят к полному перелому. При неполном переломе, например руки, ребенок ощущает боль, неосознанно щадит руку, но боль не такая резкая, как при полном переломе, поэтому через несколько дней он может сказать, что «все прошло». Независимо от этого для исключения последствий необходимо сделать рентгеновский снимок.
Если перед родителями стоит выбор, провожать ребенка в школу или встречать после занятий, лучше встречать. По статистике, дети по дороге в школу на 60% реже подвергаются травмам, чем возвращаясь из нее. Ученикам, отсидевшим 5-6 уроков, необходим выплеск накопленной энергии, поэтому с последним звонком из примерных пай-мальчиков и пай-девочек они превращаются в неуправляемых сорванцов.
При этом дети, занимающиеся в спортивных школах и секциях, меньше, подвержены, бытовому и уличному травматизму. Во-первых, они более подготовлены физически, А во-вторых, «выкладываются» на занятиях так, что на баловство сил уже просто не остается.
Подготовила Наталья Манушкина
Благодарим за консультацию
детского хирурга
Измайловской ДГКБ
Лолу Долецкую
БЕРЕГИ СЕБЯ САМ
Безопасность безопасности — рознь. Конечно, мы можем на все раннее детство посадить ребенка в манеж и окружить только мягкими безопасными углами и игрушками. Но чему он научится в этом пространстве, и будет ли ему там интересно? -
Все большее количество специалистов и опытных родителей склоняются к мысли, что настоящая . безопасность малыша обеспечивается не изъятием из его окружения всех предметов, способных — теоретически— причинить ему вред, а обучением маленького человека умело взаимодействовать с различными внешними условиями, будь то скользкая поверхность пола, столешница или гвоздь.
Всесторонне познавая свойства доступных ему предметов, привыкая ими манипулировать, ребенок тем самым утоляет свой познавательный голод и получает незаменимый личный опыт. Подумайте, ведь невозможно словами объяснить понятие, скажем, «тяжелый», пока человек сам не попробует поднять что-то тяжелое.
Родители не могут привязать к себе ребенка и быть рядом каждую минуту. Да и ребенку, чтобы гармонично развиваться, необходимо сознавать, что у мамы и папы есть своя жизнь и свои желания. А осознать это малыш сможет только в том случае, если взрослые умеют проявлять искреннее уважение к его желаниям и интересам, а не одергивают поминутно, постоянно нагружая его психику своим беспокойством.
Если родителям и детям интересно вместе и родители не забывают о своей прямой обязанности — воспитывать детей, а воспитывать — значит помогать ориентироваться в окружающем мире, тогда травм и несчастных случаев происходит гораздо меньше.
Наша задача — научить ребенка понимать и чувствовать опасность, но при этом не терять исследовательский интерес. Тогда каждый этап взросления для него станет этапом расширения границ возможностей.
Ассоциативно этот процесс можно сравнить с обучением плаванию. Мы заходим в воду вместе с ребенком и поддерживаем под грудь, в какие-то моменты отпускаем, мы даем ребёнку почувствовать воду и научиться существовать в этой стихий. И мы рядом столько, сколько это необходимо.
Татьяна Безух
Психолог-педагог