Планета здоровья

РОДОМ   ИЗ   ДЕТСТВА             № 1Б  АВГУСТ  2007, стр. 18, 19

 

ПЛАНЕТА ЗДОРОВЬЯ

 

Перед вами два разных мне­ния на одну и ту же тему. Пер­вое подкрепляется опытом врача, который каждый день имеет дело с результатом люд­ской неосторожности. Второе выражает точку зрения психо­лога, которому приходится помогать исправлять то, что привносит в жизнь излишняя осторожность. К какому мне­нию прислушаться, выбирать вам.

НЕ ПОРАНЬСЯ!

Малыш еще не умеет ходить, сидеть, даже ползать, зато он умеет... падать! Вроде бы только что смирно лежал на руках у мамы и вдруг вырвался — плюх! — упал.

Почему молодые мамы так часто роняют своих детей? Пото­му что забывают, что малыш растет. От недели к неделе сил у него прибавляется, он становится крепче, крупнее, и маме требует­ся все больше сил, чтобы удер­жать его на руках. Об этом не следует забывать, иначе травмы не миновать.

Ребенок пополз. Научился сидеть. Сделал первые шаги. Дом, в котором растет маленький человек, становится для него одновременно и бесконеч­ным источником новых знаний об окружающем мире, и вмести­лищем всевозможных опасностей. Квартира наполнена быто­выми электроприборами, которые облегчают жизнь взрослым, но заметно усложняют ее малышу.

Ребенка привлекает провод, свисающий со стола — так и хочется дернуть его. В разных коробочках и шкатулочках взро­слые хранят красивые пуговки, булавки, разную мелочь, которую можно запихнуть в рот, нос, ухо... А как заманчиво выглядят пузырьки с разноцветными пи­люльками!

Родители всегда должны быть на шаг впереди, Своего, малыша. Все потенциально опасные пред­меты необходимо убирать в недо­ступные для ребенка места. Лекарства, пуговицы, булавки, острые и режущие предметы нужно класть на верхние полки или прятать под замок. Всё, что малыш может нечаянно на себя опрокинуть, — посуду, электро­приборы и т.д. — нельзя оста­влять на краю стола. Электриче­ские розетки обязательно дол­жны быть прикрыты защитными щитками. Следование этим азбучным истинам позволяет избежать многих бед. Если инородное тело попало ребенку:

-  в ухо - не пытайтесь выта­щить его шпилькой или другим острым предметом! Велик риск повредить барабанную перепон­ку. Если нет возможности немед­ленно обратиться за помощью в травмпункт, можно попробовать «выдуть» чужеродное тело водой из   маленькой   клизмочки   или вазелиновым маслом. В крайнем случае воспользуйтесь  пинцетом с неострыми концами;

-  в нос - действуйте очень аккуратно, вместе с ребенком. сде­лайте вдох ртом, зажмите ему пальцем свободную ноздрю и попросите  с усилием  сделать выдох занятой ноздрей;

-  в глаз - не трите  глаз, так можно поранить слизистую! Попробуйте промыть глаз водой или альбуцитом.

     Какие шутки плохи?

Зачастую травмы детям наносят сами родители. Причем речь идёт не о каких-нибудь садистах, а о самых что ни на есть заботливых, мамах и папах. Травма может быть нанесена во время:

-    кручения малыша за ручки. Ребёнку эта игра нравится, но нередко она заканчивается вывихом локтевого сустава и даже переломами. Если уж очень хочется покрутить малыша, лучше взять его со стороны спины подмышки, под грудную клетку;

-  приподнимая за голову. Очень опасная игра! При подъеме происходит вытяжение позвоночника, и в первую очередь шейного отдела. Когда потом ребенка резко ставят на ноги, может произойти вклинение позвонка, что приведет к летальному исходу;

-      дергания за руку.  «Иди быстрей! Что ты плетёшься?» - ворчит мамаша и изо всех сил тянет малыша за ручку. А потом вдруг обнаруживает, что рука у ребёнка бессильно висит: вывих или растяжение;

-     шлепков и подзатыльников. Даже слабые, «символические» телесные наказания, по мнению большинства педагогов и психологов, недопустимы. Если же родитель забывается и начинает лупить своё чадо, что называется от души, расхлёбывать последствия такого воспитательного процесса приходится травматологам.

    Родительские «колотушки» порой заканчиваются не только синяками и шишками, но и отбитыми копчиками и даже переломами основания черепа.

 

Коварная улица.

Ребенок пришел с прогулки.... Обязательно обратите внимание на его одежду. Если она загряз­нена, порвана, на ней следы крови, тщательно осмотрите ребенка. Выясните источник кро­вотечения.

Дети часто, боясь наказания, не признаются в драках и пере­житых «приключениях», поэтому постарайтесь деликатно, не ругая ребенка, расспросить его о при­чинах беспорядка в одежде и о самочувствии — где болит? Если не болит сейчас, где болело?

Для детей характерны скрытые травмы. Такова особенность дет­ского травматизма: кости у детей мягкие, эластичные. В кости может произойти надрыв, сама же она при этом останется целой (так называемый неполный пере­лом). Любое следующее усилие, небольшая нагрузка приводят к полному перелому. При неполном переломе, например руки, ребе­нок ощущает боль, неосознанно щадит руку, но боль не такая рез­кая, как при полном переломе, поэтому через несколько дней он может сказать, что «все прошло». Независимо от этого для исклю­чения последствий необходимо сделать рентгеновский снимок.

Если перед родителями стоит выбор, провожать ребенка в школу или встречать после заня­тий, лучше встречать. По стати­стике, дети по дороге в школу на 60% реже подвергаются трав­мам, чем возвращаясь из нее. Ученикам, отсидевшим 5-6 уро­ков, необходим выплеск накоп­ленной энергии, поэтому с по­следним звонком из примерных пай-мальчиков и пай-девочек они превращаются в неуправляемых сорванцов.

При этом дети, занимающиеся в спортивных школах и секциях, меньше, подвержены, бытовому и уличному травматизму. Во-первых, они более подготовлены физически, А во-вторых, «выкла­дываются» на занятиях так, что на баловство сил уже просто не остается.

Подготовила Наталья Манушкина

Благодарим за консультацию

детского хирурга

Измайловской ДГКБ

Лолу Долецкую

 

БЕРЕГИ СЕБЯ САМ

Безопасность безопасности — рознь. Конечно, мы можем на все раннее детство посадить ребенка в манеж и окружить только мягки­ми безопасными углами и игруш­ками. Но чему он научится в этом пространстве, и будет ли ему там интересно? -

Все большее количество спе­циалистов и опытных родителей склоняются к мысли, что насто­ящая . безопасность малыша обеспечивается не изъятием из его окружения всех предметов, способных — теоретически— причинить ему вред, а обучением маленького человека умело вза­имодействовать с различными внешними условиями, будь то скользкая поверхность пола, сто­лешница или гвоздь.

Всесторонне познавая свой­ства доступных ему предметов, привыкая ими манипулировать, ребенок тем самым утоляет свой познавательный голод и получает незаменимый личный опыт. Подумайте, ведь невозможно словами объяснить понятие, ска­жем, «тяжелый», пока человек сам не попробует поднять что-то тяжелое.

Родители не могут привязать к себе ребенка и  быть рядом каж­дую минуту. Да и ребенку, чтобы гармонично развиваться, необходимо сознавать, что у мамы и папы есть своя жизнь и свои желания. А осознать это малыш сможет только в том случае, если взрослые умеют проявлять искреннее уважение к его жела­ниям и интересам, а не одергива­ют поминутно, постоянно нагру­жая его психику своим беспокой­ством.

Если родителям и детям инте­ресно вместе и родители не забывают о своей прямой обязан­ности воспитывать детей, а воспитывать — значит помогать ориентироваться в окружающем мире, тогда травм и несчастных случаев происходит гораздо меньше.

Наша задача — научить ребен­ка понимать и чувствовать опас­ность, но при этом не терять исследовательский интерес. Тогда каждый этап взросления для него станет этапом расшире­ния границ возможностей.

Ассоциативно этот процесс можно сравнить с обучением пла­ванию. Мы заходим в воду вместе с ребенком и поддерживаем под грудь, в какие-то моменты отпу­скаем, мы даем ребёнку почув­ствовать воду и научиться суще­ствовать в этой стихий. И мы рядом столько, сколько это необходимо.

 

 

 

Татьяна Безух

Психолог-педагог